19 янв. 2020 г.

Теория прогрессорства

источник фото

1. Александра

- Проиграла, проиграла! – сестра повалилась на подушки, в воздухе замелькали босые пятки.

- Не очень-то честно, - буркнула Саня, – тебя отец натаскивал.

- Зато ты старше!

- Всего на два года!

- На целых два! - Машка показала язык.

Саня раздраженно скрутила в трубочку планшет с позорно сданной партией в 3D шахматы.

- Ладно, загадывай.

Сестрица выглядела подозрительно довольной, словно налакавшаяся сливок кошка. Не иначе, задумала каверзу. «Случайно ли она выбрала именно шахматы?..» - промелькнула здравая, но несколько запоздавшая мысль.

- Ты-ы... – предвкушая реакцию, тянула Машка, - ты выйдешь наружу и запишешь пару флешей!

- С ума сошла?! Нам к шлюзу даже подходить запрещено! Отец убьет, если узнает!

- Трусиха! Второй час ночи, он спит давно!

- Да, но запретов на пустом месте не бывает.

- Ерунда! Отец занят Лиходеем, ему некогда, а одним нам нельзя выходить по инструкции. Вот и все! Только ты сама видела, как он позавчера проверял датчики. Два часа проторчал на улице и хоть бы что!

Лиходей, бортовой компьютер серии ЛХД 374, заартачился на пути к Вереску, небольшой, малоизученной, но вроде бы перспективной планете, где отцу предстояло работать ближайшие полгода. Пришлось совершить аварийную посадку в этой богом забытой дыре.

- В отличие от нас он ксенобилог и знает, что делает.

Сестра и не думала сдаваться.

- Мы торчим здесь уже неделю, - азартно наседала она, - и ни разу даже не выглянули из шлюпки. Завтра улетаем без единого трофея. Обидно, такая возможность пропадает! Самостоятельная колония, запретившая вмешиваться в свои дела лет триста назад. Раритет! Ребята бы лопнули от зависти.

- Стремно.

- Да ла-адно! Вот послушай, - Машка отобрала у Сани планшет, развернула. – Компьютер, запрос. Краткая информация о планете.

- О какой? – не без ехидства уточнил приятный мужской баритон.

- О той, на которой мы находимся.

- Планета земного типа, принадлежит к системе одиночной звезды класса G, - с готовностью забубнил планшет, - обитаемый мир. Второй класс опасности. Номер по каталогу SC-256 b. Самоназвание - Йер. Открыта в 2221. 2252 год – закончено террафомирование. Через год прибыли первые колонисты. В 2284 году Йер заявил о независимости. На данный момент выявлена четвертая степень деградации населения...

- Достаточно, - оборвала сестрица, и баритон дисциплинированно умолк. – Ну, хватит? Всего-то второй класс из пяти…

- Странно, - задумчиво протянула Саня.

- Что?

- Регресс при таком уровне опасности. Обычно деградация начинается при нулевом или пятом.

Машка пожала плечами.

- Какая разница? Ясно одно, фауна здесь пуглива, сейсмика отсутствует, а местное население мало на что способно. Они забыли даже про двигатели и порох. Впрочем, обманывать и убивать переселенцы вряд ли разучились. Что там отец рассказывал? Разъезжают на этих... как их… кооргах, охотятся, стреляют из луков? Скукотища!

- Может, они так заботятся об экологии?

- Может. Короче, я уверена, никто из местных сюда не сунется.

- Хорошо бы...

- Так ты идешь? Средневековье, романтика... Вдруг встретишь Конана-варвара?

- Не дай бог!

Сестрица расхохоталась, а Саня, обреченно вздохнув, разыскала обруч-камеру и нехотя двинулась к выходу. Конечно, Машке весело. Какой с нее, с малолетки, спрос? А рука у отца тяжелая...

- Обуться не забудь, - донеслось вслед, - и одеться. За бортом +12.

Смерив сестру уничтожающим взглядом, Саня влезла в комбез, натянула сапоги и выглянула в коридор. Тишина. Никого. Жаль. Внезапно пробудившийся отец оказался бы как нельзя кстати. Машка легкомысленно помахала на прощание:

- Особо не задерживайся, а то и правда, мало ли... Постарайся найти следы местных. Хижину там, или развалины какие-нибудь. Прихвати что-нибудь на память. Если не выйдет, на крайняк сделай крупный план со шлюпкой, ну и панорамку круговую.

- Коорга случаем не поймать? – ядовито осведомилась Саня. – На память?

- Только если он будет настаивать.

~ ~ ~

Мембрана шлюза едва слышно чавкнула за спиной. Обшивка светилась мягким, рассеянным светом, но уже в паре метров от шлюпки царила кромешная темень.

«Ну да, спутников-то у планетки нет. Да еще облачность...»

Под ногами неприятно хлюпало, воздух сочился мелкой водяной пылью. Брр... Камера некоторое время размышляла о чем-то глобальном, возможно о незавидной судьбе переселенцев. Затем, словно делая одолжение, нехотя перестроилась на режим ночного видения. Вокруг простиралась плоская как стол, покрытая редким, чахлым кустарником равнина. На горизонте угадывались некие смутные неровности, может быть лес или холмы. Слева, шагах в двадцати, возвышалась странная штуковина в виде буквы «V».

«Метров десять в высоту, - прикинула Саня. – Скала?.. Так. Куст крупным планом. Снять поближе эту подозрительную распальцовку или фиг с ней? Ладно уж...»

Стараясь не наступать в лужи, она приблизилась к штуковине и осторожно протянула руку. Влажное, жесткое, шершавое. Обычный камень, ничего интересного. Повернувшись спиной, повела головой слева направо.

«Половина панорамы готова. Осталось...»

Сокрушительный удар по темечку сбил с ног. Дужка камеры смягчила эффект, но, к сожалению, не выдержала и переломилась. Прибор слетел с головы, и Саня практически ослепла. Теперь она могла различить лишь слабое мерцание корабля.

«Вот, что чувствует наковальня!»

Ла-адно... Кто-то изучает шахматы, а кто-то... Дыхание справа, шорох травы... Подходит. Один. Высокий, гад. Плавно, как на тренировке, подняться на четвереньки... резкий удар ногой... Противник, судя по звукам, полетел носом в траву. Раздался неразборчивый вскрик, нечто вроде «Хвостоорг!». Вскочив, девушка припустила в сторону шлюпки. Что-то цепко ухватило за щиколотку... рывок, земля прыгнула навстречу. На спину взгромоздился кто-то неимоверно тяжелый… не иначе коорг собственной персоной. На ухо, невообразимо растягивая слова, но вполне доходчиво прошептали:

- Попа-ался, небе-есный паца-ан!

И наступила темнота. Ночной бой завершился бесславно.




2. Яркай

...Вторые сутки он прятался за «Рогами». Брюхо подвело от голода, поцарапанная ядоклювом рука ныла и начинала распухать. Становилось ясно, что время потрачено впустую, пора возвращаться. Гигантская небесная миска по-прежнему не подавала признаков жизни, лишь светилась призрачным, болотным огнем. Может, она рухнула давно и внутри все умерли? Попили, скажем, водички из ближайшего бочага и готово дело.

Старейший рассказывал, что в таких штуковинах скрываются люди. Обычные, только сытые и странно одетые. Врал, небось... Яркай хотел проверить, а заодно, если повезет, разжиться у сытых едой. Не вышло.

В животе заурчало. Досадливо мотнув головой, неудачливый добытчик попятился… и в этот момент в боку миски прорезалась ярко светящаяся щель. Показался паренек лет десяти. Щуплый, коротко стриженый, на вид не опасный. Яр затаился. Чужак неуклюже и без видимой цели попрыгал по кочкам. Остановился, потоптался в нерешительности и… вот удача, двинулся в сторону «Рогов коорга», прямиком к убежищу Яркая.

Прошлой зимой старшие братья не вернулись из леса. С тех пор охотников на хуторе осталось двое, Старейший и Яр. Старейшему под сорок, скоро он не сможет добывать еду даже для себя, что уж говорить о женах братьев, их детях и бабушке Тай. Если с Яром случится беда, родичам долго не протянуть.

Паренек вряд ли обучен жизни в лесу, но это дело поправимое. Три охотника завсегда лучше, чем два. Значит... надо пользоваться случаем.

Беспечный чужак подошел совсем близко и повернулся спиной. Яркай высунулся из-за левого «рога» и вполсилы двинул по вихрастой макушке. Что-то хрустнуло, незнакомец рухнул как подкошенный.

«Неужели перестарался?!»

Яр решил заглянуть мальчишке в лицо… неожиданно получил чувствительный тычок под коленку и растянулся в грязи. Мнимый покойник вскочил и устремился к своей миске.

- Хвост коорга!.. – выругался охотник и, перехватив шустрого мальца за ногу, дернул.

Взгромоздился на распростершуюся в луже жертву, прошептал торжествующе: «Попался, небесный пацан!», и уже особо не церемонясь, звезданул парня по затылку. С опаской перевернул обмякшее тело.

«На сей раз точно без сознания.»

Наспех обыскал. Одежда действительно странная, кутка и штаны составляют единое целое, ни швов, ни заплат. Сапоги повторяют форму ступни. Загляденье. Жаль, только, что маленькие. На предплечье обнаружился широкий браслет с тускло светящимся камнем. Не без труда справившись с застежкой, Яр нацепил украшение себе на запястье. Едва налезло.

«Отдам малым, пусть порадуются!»

Перетянув щиколотки и ладони чужака ремнем, он взвалил бесчувственное тело на спину. От пленника странно пахло. Чем-то травяным или цветочным. Совсем не по-мужски. Яркай мимолетно удивился и тут же об этом забыл.

…Несмотря на худобу, паренек оказался довольно увесистым, часа через три охотник совершенно выдохся и остановился. Пленник сдавленно зашипел и заворочался. Видать, очнулся.

Небо на востоке посерело, занимался рассвет. Впереди, вытянувшись поперек дороги, лежала Злая поляна. Бабушка Тай рассказывала, как много зим тому назад на хутор набрела другая семья. Сплошь женщины и дети. Они просили убежища и еды, но год выдался неурожайным, и в помощи было отказано. Обессиленные пришельцы разбили лагерь на поляне неподалеку. Чужаки умирали один за другим, и последняя, ведунья, прокляла семью Яра.

С тех пор на поляне поселились духи погибших. Обычно зимой и осенью они спали. Временами, особенно по весне, принимались бесчинствовать - нападали на родичей, напускали жуткие видения и удушье. Прадеда, говорят, даже уходили насмерть. Разумеется, без нужды на поляну никто не совался.

Поздняя осень, дождь… должно быть, духи спят. По прямой до хутора полторы тысячи шагов, в обход – вдвое дальше. Жрать хотелось нестерпимо, и Яркай решился.

Восемьдесят шагов… середина поляны. Качнулись под порывом ветра кроны деревьев, угрожающе зашелестела листва. Охотник ускорил шаг. Послышался едва различимый возмущенный шепот, запахло тленом. Воздух внезапно сгустился. Ни вдохнуть, ни выдохнуть. Обидно, пройти оставалось всего ничего. Бросить пленного? Послать за ним малых? А вдруг духи нападут и на них тоже? Нет, надо тащить.

Шагов через двадцать он рухнул на колени, выпустил пленника. Тот безвольным кулем свалился в заросли папоротника. Лоб Яра пылал, в глазах плыли багровые пятна. Пытаясь захватить онемевшими губами хоть немного вкусного, прохладного воздуха, он рванул ворот куртки. Добытый в честном бою браслет пискнул придавленной мышью. Руку кольнуло.

«Что за?!..»

Старейший рассказывал про особые перстни с покрытой ядом крошечной иглой. Их изготавливали раньше, давным-давно. Стоило надеть такой перстень и пожать руку врагу... как проблемы оказывались решены.

Задыхаясь, охотник в панике сорвал браслет и отшвырнул подальше. Мальчишка внимательно проследил за полетом и, энергично перебирая локтями и коленями, устремился к месту падения. Прополз на боку метров десять, впился взглядом в украшение. Вероятно, оно сломалось, потому что паренек сжал губы и нахмурился. Потянулся…

- Не тронь!.. – прохрипел Яр из последних сил.

Будущий соплеменник покосился на него и нагло цапнул браслет. Сделал плавное, неуловимое глазом движение и… выпутался из ремней. Того и гляди пленник с похитителем поменяются ролями. И неизвестно, пожелает ли мальчишка оставлять своего мучителя в живых? Яркай рванулся что было сил... и внезапно почувствовал, что может дышать. Повезло - духи вовремя отвлеклись.

Бывшего пленника перемены, казалось, ничуть не смутили. Не проявляя ни страха, ни враждебности он неторопливо приблизился к Яру, присел на корточки и протянул браслет:

- Н`день, п`жалуйст`! – парень говорил, словно куда-то торопился. Проглатывал буквы и окончания.

«Щас! Чтобы эта колючая штука меня прикончила?!»

- Сам надень!

Чужак охотно засучил рукав и щелкнул застежкой. Браслет снова пискнул, на этот раз громче. Словно пожаловался на плохое обращение. Мальчишка недоуменно на него глянул, хмыкнул, пробормотал себе под нос что-то неразборчивое. Изящным движением поправил волосы, счистил с рукава подсохшую грязь. Яр всмотрелся и оторопел. Штаны, сапоги, короткие волосы, попытка сопротивления... все обман! Девчонка! Он полночи волок на себе никчемную, слабосильную дармоедку! Что за наказание?!

- Ты баба?!

- Дев`шка, - ничуть не обидевшись, поправила та.

Нежный, мелодичный голос, глаза невозможно-фиалкового цвета, странные курткоштаны плотно облегают стройную фигуру. Болотная фея. Из тех, что заманивают в топь случайных путников. Яр схватился за голову.

- Как теб` з`вут? – невозмутимо поинтересовалась девчонка.

- Тебе какое дело?!

- Без им`ни разг`варив`ть н`удобн`.

- Яр... Яркай, - нехотя сдался он.

- Ал`ксандра... Саня. З`чем я т`бе? У вас н`хвата`т ж`нщин?

- Хватает, - он раздосадовано сплюнул сквозь зубы. – Этого добра у нас навалом. У нас мужиков нема.

- Да… я не м`жик. Д`маю, м`ня стоит отп`стить.

- Щас! Чтобы ты своих на хутор натравила?!

Он не поверил своим глазам – фея улыбнулась. Искренне и совершенно бесстрашно.

- Х`тор далеко?

- Так я тебе и сказал!

- О!.. П`слушай… - она взглянула на небо и что-то прикинула, - В бр`слете маячок. Зн`ешь, чт` эт` зн`чит?

- Понятия не имею, - угрюмо буркнул Яр.

- Скор` за мной пр`летят. С в`здуха далеко в`дно. Шлюпк` не очен` х`рошо в`оружена, но ст`реть х`тор с л`ца з`мли хватит. Эт` не угр`за, а в`зможный, крайне неуд`чный в`риант р`звития с`бытий. Л`чше остаться здесь или отойти п`дальше от твоего д`ма.

Он понял далеко не все из сказанного, но то, что понял, его не порадовало.

- Хвост коорга!..

Из-за деревьев бесшумно и неторопливо выплыла небесная миска.




3. Александра

…Лицо отца оставалось непроницаемо, как у индейца. Слегка виноватая Машка выглядывала из-за его спины. Сестренку прямо-таки распирало от любопытства.

- Цела? - родич смерил непутевую старшую дочь и ее спутника внимательным взглядом.

- Угу, - Саня украдкой зыркнула исподлобья.

- И то хлеб. Идти можешь?

- Разумеется. Пап, это Яркай.

- Вижу, что не Оля и не Света.

Яр насупился.

- Он мой приятель, - как ни в чем не бывало, продолжила Саня. – Мы тут поболтали немного. Вы знакомьтесь, а мне надо… на минутку…

Предусмотрительно обогнув отца по изрядной дуге, она устремилась к шлюпке.

- В туалет, что ли? – язвительно прокричал тот вдогонку.

Саня не рискнула ответить.

Она вернулась минут через десять и прямиком направилась к Яру.

- Александра, – предостерегающе начал отец, – я бы на твоем месте...

- Да-да, сейчас... - Саня, сняла и протянула «Конану» свой браслет. - Возьми на память. Размер регулируется, вот, смотри…

- Твое-е украше-ение опя-ять станет куса-аться?

- Нет… - она обняла Яра за шею и нашептала несколько слов. Потянулась вверх и неумело коснулась губами его губ.

- Хво-ост коорга... – ошарашено пробормотал «Конан» и зарделся, точно красна девица.

- Нам пора… - слегка сжав его ладонь, Саня повернулась к родным. - Все, можно идти.

Отец, не говоря ни слова, повернулся спиной и зашагал к шлюзу. Сестрица тронула ее за плечо, шепнула:

- Что он сказал?

- «Хвост коорга!»

- Что это значит?

- Местное ругательство. Что-то вроде «черт побери!».

- Почему именно «хвост»?

Саня усмехнулась уголком губ.

- Понятия не имею. Полагаю, коорг - на редкость уродливое транспортное средство. Особенно, его тыльная часть.

- Серьезно?! – неискренне изумилась Машка. – Зато его хозяин прямо-таки красавец! Грязный, заросший…

- Разве? Не разглядела в темноте.

- И с речью у него проблемы…

- Правда?

- Как ты решилась его поцеловать?! Сплошная инфекция…

- Ничего, диагност разберется.

Предмет спора сосредоточенно и неумело прилаживал браслет на широченное запястье. Наконец справился, поднял глаза и неуверенно улыбнулся. Сверкнули из-под мощных надбровных дуг льдисто-серые пронзительные глаза. Могучие плечи, песочного цвета волосы, шрам на скуле. Нос, как у римского императора, решительный подбородок. Викинг... пират... космический шкипер.

- Пойдем, - чувствуя, что краснеет, потянула сестру за рукав Саня.

Неловко кивнув на прощание, Яр попятился к лесу. Машка беззастенчиво помахала вслед.

~ ~ ~

Мембрана шлюза сомкнулась, наступила привычная, условно-безопасная, стерильная тишина. Нетерпеливо выпутываясь из осточертевшего комбинезона, Саня поинтересовалась:

- Когда разбудила отца?

Машка дернула плечом. Очевидно, вспомнила подробности ночных событий.

- Минут через сорок. Ждала, ждала... начала тревожиться, сняла показания с твоего браслета, а там мама дорогая! Вес, рост… все не твое. Да еще расстояние до шлюпки два с лишним километра и продолжает увеличиваться. Я чуть с ума не сошла! Побежала к отцу. Он как глянул... я думала, уши оторвет.

Сашка задумчиво покивала, но от комментариев воздержалась. Что тут скажешь?

- Дальше вообще кошмар. Лиходей на все команды бурчит, что занят и просит не беспокоить... Часа полтора отец с ним бился, а затем начало светать, и мы взлетели на ручном управлении. Болтало... страх. А… этот дикарь… он тебя похитил, да?

- Что-то вроде того.

- Идите завтракать, бандитки! – ворчливо донеслось с камбуза. – Лиходей смилостивился и дал добро на взлет. Через десять минут отбываем.

~~~

С удобством расположившись на диване, отец поболтал стаканом с остатками сока, глянул проницательно:

- Ну, давай, колись, что там у твоего героя? Диабет вкупе с сердечной недостаточностью? Или астма с лейкемией?

- С чего ты взял?!..

- Кибер-диагност – оригинальный подарок на прощание. Не находишь? Так чем парень болен?

Саня вздохнула.

- У Яра и, предположительно, у некоторых его родичей сильнейшая аллергия на нечто, растущее или живущее на поляне неподалеку от хутора.

- Ясно. Значит, зарядила антигистамин. Молодец. А еще что? Парацетамол, антибиотики?

Девушка молчала, опустив голову.

- Они деградируют, постепенно забывают то, что знали. Ничего хорошего, правда? Ты решила помочь. Предоставила населению хутора возможность переложить решение части проблем на заботливую машину. Знаешь, что теперь будет? Родичи твоего героя перестанут опасаться поляны, а их организмы привыкнут к постоянной медикаментозной поддержке и прекратят бороться с инфекциями. Ресурсы кибер-диагноста не бесконечны. Надо объяснять, что случится, когда они иссякнут?

- Нет…

- Эх ты, прогрессор! Стругацких перечитай на досуге... «Трудно быть богом».

Саня закусила губу и выпрямилась:

- Румата не прогрессор, а наблюдатель, сколько раз повторять?! А по «Теорию прогрессорства» у нас с Машкой «отлично». Забыл?

- Что же случилось? Теория разошлась с практикой?

Девушка лукаво усмехнулась:

- Не делай из меня чудовище. Ты прекрасно знаешь, кибер-диагност много чего умеет, его можно использовать и как мини-компьютер. В браслете, что я отдала Яру, никаких лекарств. Сплошные аудио и видеозаписи. Краткий курс самообороны, пара учебников по хатха-йоге, основы химии и механики... всякое. Да, еще карта материка. Политическая и полезных ископаемых. Может, кому на хуторе пригодится?

- Ничего себе наборчик! - расхохотался отец.

- Ну и азбука на всякий случай, - закончила девушка смущенно. – Вдруг они читать разучились?

Рассказывать отцу, что лет через пять она пообещала заглянуть к Яру в гости, Саня не собиралась. Хвост коорга, еще чего!
----

Читать другие произведения

Комментариев нет:

Отправить комментарий